Сканография — фотография сканером



Сканография – это самостоятельное и относительно новое направление в фотоискусстве. Сканографией (Scanography) называют процесс сканирования различных объектов с целью создания пригодных для печати изображений с помощью обыкновенного планшетного сканера с CCD-матрицей. Первоначально термин «сканография» использовался исключительно в медицине, хотя и сама техника и ее предназначение имели мало общего с тем, что мы называем сканографией сегодня. Художественная сканография отличается от традиционного сканирования бумажных документов тем, что в качестве оригиналов используются обычные объекты, чаще всего трехмерные, но отличается и от фотографии, так как сама технология создания изображений здесь совершенно другая.

История сканографии

Процесс создания произведений искусства с помощью сканера, на первый взгляд, может показаться элементарным: всего-то нужно разложить объекты на планшетной поверхности и начать сканировать, нажав на кнопку «Scan». Некоторые ранние «художники» в этой сфере примерно таким же способом работали с копировальным аппаратом – предметы выкладывались на рабочую поверхность, и отпечаток создавался одним нажатием кнопки. И хотя процесс раскладки объектов на планшетной поверхности копира и сканера имеет много общего, в отношении качества изображения сканографию можно скорее сравнить с крупноформатной фотографией.

Сканография: Гарольд Фейнштейн-"Наутилус"

Сканография: Гарольд Фейнштейн — Наутилус

 В 1990-х годах планшетные сканеры стали широко доступными, фотохудожникам стало проще купить такой аппарат. Пик популярности услуг студий художественного сканирования пришелся на период с 1993 по 1997 годы. Примерами работ того времени могут служить знаменитые отпечатки сканограмм Дэррила Карена и серии «Сто ракушек» и «Сто цветов» Гарольда Файнштейна, которые размещались в выставочных залах рядом с обычными фотографиями этих мастеров.

Сканография: Гарольд Фейнштейн -

Сканография: Гарольд Фейнштейн — Розовые розы

Еще один художник, Джозеф Шеер, сканировал мотыльков и бабочек (работы серии The Secret Designs of Moths).

Сканография: Джозеф Шеер - "argema-mimosa"

Сканография: Джозеф Шеер — argema-mimosa

В 2008 году в городе Лексингтон (штат Вирджиния) состоялась выставка под названием «Сканер как камера», на которой были представлены работы восьми художников из США. Тематика их произведений была самой разной: от оцифрованных старинных фотографий на жестяных пластинках до снимков птиц и насекомых, найденных самими художниками.

 

Процесс сканирования

Сканер, конечно же, во многом отличается от цифрового фотоаппарата. Во-первых, оптическое разрешение планшетного сканера может достигать 5000 пикселей на дюйм. Но даже при относительно низком разрешении 1200 ppi размер отсканированного изображения стандартного формата А4 составит целых 134 мегапикселя.

Глубина резкости большинства сканеров весьма ограничена и составляет обычно не более 12 мм, однако, встроенный источник света обеспечивает отличную резкость, насыщенный цвет и совершенно уникальный эффект теней. Поскольку сканирующая головка движется довольно медленно, очевидно, что в качестве оригиналов могут использоваться только неподвижные объекты: цветы листья и прочие мелкие предметы.

Оборудование

Так как изначально любой сканер не предназначен для сканирования чего бы то ни было, помимо бумажных документов, использование его для сканографии требует особого внимания и особенно тщательного ухода за аппаратом.

Планшетная поверхность обычно изготавливается из стекла, поэтому, размещать на ней любые объекты следует крайне аккуратно, чтобы ненароком не поцарапать ее. Так как все предметы обычно кладутся непосредственно на стекло, нужно уделять большое внимание чистоте поверхности, удаляя с нее пыль и прочие мелкие частицы каждый раз после использования. Сканер выдерживает только относительно небольшой вес, поэтому слишком тяжелые предметы помещать на поверхность не рекомендуется. Предметы, которые могут повредить поверхность (в том числе содержащие жидкости, красящие вещества, тающий лед) следует отделять от стекла прозрачным пластиковым барьером (пластиной или пленкой).

Существует два стандартных размера планшетных сканеров: «для документов» (размер планшетной поверхности чуть больше листа бумаги А4) и «большой формат» (размер поверхности равняется примерно листу формата А3). В характеристиках сканеров часто указывается два вида разрешения – оптическое и интерполированное, которое, как можно понять из названия, достигается за счет интерполяции пикселей. Желательно выбирать сканеры с большим значением оптического разрешения, так как интерполяция пикселей может привести к заметному снижению качества изображения. Чем выше разрешение (имеется в виду количество пикселей на дюйм или ppi), тем больше будет размер конечного изображения.

Оборудование для сканографии

Планшетные сканеры обычно бывают оснащены откидной крышкой, которая защищает рабочую поверхность от повреждений, а во время сканирования отражает свет обратно в сканирующую головку. При сканировании объемных предметов крышку рекомендуется открывать, чтобы не повредить ее поверхность и не деформировать сами предметы. Также при открытой крышке можно воспользоваться преимуществами дополнительного освещения, которое повысит глубину резкости изображения.

Также сканер можно немного модифицировать, придавая ему, таким образом, новые возможности. Например, сканер с отключенной подсветкой может использоваться в качестве гигантской CCD матрицы, используемой в профессиональных широкоформатных камерах, причем стоимость сканера и фотоаппарата такого класса будет просто несопоставимой.

 

Техника сканирования в сканографии

Простейший пример использования сканера в художественных целях – это использование его в качестве специального инструмента для макросъемки. Помимо чисто художественного значения, данный метод имеет высокую практическую значимость – с его помощью можно создавать фотографии предметов, которые предлагаются к продаже на сайтах-аукционах, вроде eBay, если эти предметы слишком малы для того, чтобы их можно было качественно снять на любительскую камеру. Весьма распространенным способом использования сканера является создание коллажей из фотографий или предметов. Объекты располагаются художником на поверхности сканера, после чего производится сканирование. Однако здесь есть одно неудобство: поскольку объекты располагаются лицевой стороной вниз, зачастую бывает сложно добиться желаемого результата, так как предварительно просмотреть цельную картинку невозможно. В данном случае можно воспользоваться специальным программным обеспечением с функцией предпросмотра и вывести на экран изображение в низком разрешении, прежде чем сканировать его в высоком разрешении.

Поскольку объекты чаще всего напрямую контактируют с поверхностью сканера, возникает риск появления царапин и даже трещин на стекле. Если предмет содержит жидкость, велика вероятность того, что эта жидкость просочится внутрь сканера. Чтобы свести риск к минимуму, рекомендуется укладывать предметы на прослойку, например, на прозрачную пластиковую пленку размером с рабочую поверхность. Иногда сканер просто переворачивают, чтобы объекты находились не на стеклянной поверхности, а под ней – в данном случае прямого контакта можно избежать.

Сканография фруктов

Сканирование движущего объекта является довольно проблематичным, хотя некоторые художники специально применяют такую технику для создания необычных эффектов. Поскольку сканирующая головка движется медленно, она успевает зафиксировать разные положения объекта, что приводит к его осевой дисторсии (искажению). Иногда художники намеренно создают эти искажения, стараясь заранее рассчитать в какую сторону и с какой скоростью движется головка.

Сканография движущихся объектов

Дальнейшая обработка

Поскольку результатом сканографии обычно является произведение цифрового искусства, так же, как и в случае с цифровыми фотоаппаратами, дальнейшие манипуляции с изображениями могут быть самыми разными. По сути, с таким изображением можно проделывать все те же действия, что и с обычной фотографией – от самых простых (выравнивание фона для усиления «плавающего» эффекта, который придает сканер) до самых сложных.





Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий

Подписаться, не оставляя комментарий

Яндекс.Метрика
Шаблоны для WordPress